Кризис как форма психологического роста

В нашей жизни много трудностей, от них никуда нельзя скрыться. Хотя мы все обычно противимся кризисам, кризисы могут быть и полезными для нас. Важно быть готовым к новым возможностям.

В нашей стране — мы испытали много кризисов, как экономических, так и политических и социальных. Однако некоторым людям эти кризисы открыли новые возможности, которые вывели их на иной уровень. В психологии у человека также возникают кризисы: это могут быть кризисы «плановые» (возрастные) или незапланированные, продиктованные жизнью. Обычно человек старается избегать сложностей, и это нормально. Однако попытка закрыть глаза на сложности или избавиться от сложных переживаний, например, алкоголем или едой Просто на какое-то время откладывает разрешение сложной ситуации. Избегая сложностей, когда они неизбежны, мы только увеличиваем порог преодоления ситуации. Это похоже на зимнее купание в проруби: войти в холодную воду лучше быстро и решительно – стоя на морозе, мы быстро теряем драгоценное тепло. Так же и в сложной ситуации: когда мы решительно делаем что-то,мы избавляемся от парализующего страха и сомнения. Однако, прежде чем делать что-либо, необходимо взвесить все «за» и «против». Мудрые самураи говорили: человек должен принимать решение в течение семи вдохов и выдохов.

Пример из практики. Ко мне обратился бизнесмен. У него были сложные отношения с партнером, которые подогревались еще и экономическим кризисом. Со временем нарастали конфликты. К моменту прихода на терапию клиент думал о том, чтобы продать свою долю в бизнесе и уйти от партнера. Во время предметного разбора конфликтов и разделения «технических», психологических и ситуационных обстоятельств выяснилось, что большая часть проблем крылась во взаимных обидах. Экономический кризис и обстоятельства играли меньшую роль, чем простые обиды, накопленные за годы работы. А кризис стал катализатором для того, чтобы выявить проблемы и начать их решать. После совместной консультации клиенты смогли прояснить основные претензии друг к другу. Самое удивительное заключалось в том, что на самом деле их позиции практически совпадали, хотя оба думали о друг друге противоположное! Эмоции либо блокировали, либо искажали понимание позиции друг друга.

Другой пример, тоже из практики. Клиент, директор крупной фирмы, во время кризиса не смог адаптироваться к быстрым изменениям. Это повлекло за собой резкое ухудшение финансового состояния компании. Причиной проблем в этом случае был страх к изменениям. Страх звучал примерно так: «Я делал это так, и это приводило к позитивному результату». Однако изменился контекст, изменилась экономическая ситуация, и человек был к этому не готов. Страх заставлял клиента принимать решения, руководствуясь старыми, неадекватными для данной ситуации шаблонами, что влекло за собой выбор стратегически неверных решений. Снижение страха позволило клиенту увеличить мобильность, гибкость в работе. Это, в свою очередь, позволило высвободить достаточный ресурс и главное – оздоровить климат в коллективе. Со временем в бизнесе, в котором он работал, появилась неожиданная ниша, мобильность и готовность к новому позволила быстро ее занять.

Безусловно, нельзя говорить, что все проблемы лежат только в плоскости психологии. Решать проблемы нужно комплексно. Практика показывает, что психология решает не ситуативные (хотя и их тоже), а стратегические проблемы, что позволяет подготовить почву для будущего.

Кризис — это не повод для отчаянья, а способ действовать по другому, консультация психолога поможет вам разобраться в проблемах затруднениях, понять себя и свои психологические затруднения.